Село полхов майдан. Нижегородские промыслы - полхов-майданская роспись

Здравствуйте уважаемые.
В прошлый раз мы с Вами вспоминали Холуйскую миниатюру: , ну а сегодня о поговорим немного о Полхов-Майданской росписи
Названию промыслу дало село Полхов-Майдан, что находится на юге Нижегородской области, в Вознесенском районе. Полхов-Майдан - это один из самых известных центров не только росписи по дереву,но и вообще деревообработки в этом регионе. Согласно местному преданию, первый токарный станок появился у крестьянина Никиты Авдюкова, когда за войной 1812 года настала пора неурожаев. Ремесло быстро развивалось, но вначале вытачивали одну некрашеную посуду.
Хотя, справедливости ради надо отметить,что известность роспись приобрела уже после Революции.

С начала 1920-х гг., видимо, под влиянием аналогичных изделий Сергиево-Посадских мастеров, полхов-майданская посуда начинает покрываться выжженным контурным рисунком. Вскоре выжигание стали раскрашивать масляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями, разведенными на спирту.
Постепенно выжженный контур рисунка вытесняется более экономичной и простой в исполнении наводкой тушью.
Токарные изделия мастеров этого промысла - матрешки, птички - свистульки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, поставки - щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью.

Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.
Рисунок на изделие вначале наносится тушью, а уже потом заполняется цветом. Обязательный прием майдановской росписи - "наводка" (обводка рисунков черных цветом), применение ярких анилиновых красок. Основных красок всего четыре - синяя и зеленая, красная и желтая. Для того, чтобы получить необходимые оттенки, их смешивают. Белый фон самого дерева позволяет получить пятый цвет.


В основном местные игрушки, или, как их называют, "майданские тарарушки", отличают сочетания темно-синего и желтого, зеленого и холодно-красного. Матрешек из Полхово-Майдана легко отличить - на голове у них полушалок с неизменным крупным цветком, к тому же они отличаются от семеновских или сергиевских игрушек более плавным контуром и несколько вытянутыми пропорциями.

На золотисто-желтом фоне условно изображенные цветы чередуются с оранжевыми пятнами и зелеными узорами, которые подчеркиваются тушью. В основном используется два варианта росписи, это пейзажный мотив и растительный орнамент. Растительный орнамент весьма устойчив - это так называемая "роза", которая за время существования промысла то несколько упрощалась, то усложнялась. А также непременная ветвь из яблок и клубники с чередующимися зелеными и синими листьями.

В 1928-1930 гг. в Полховском Майдане из отдельных мастеров складывается артель "Красная заря". В это же время вырабатывается оригинальная художественно-декоративная система и обозначаются основные специфические приемы местной росписи. Эти приемы получили устоявшиеся местные названия: "цветы с наводкой" - цветочная роспись очерчена четким черным контуром; "цветы без наводки" - рисунок выписывается по фону безлинейного контура; прием "под масло" - роспись масляными или нитро красками по глухому цветному фону, "пестрение" - простейшая кистевая роспись мазками или точками. Крутецкие мастера. В 1960 артель преобразуется в Полхов-майданскую фабрику игрушек. В это же время изготовлением аналогичных токарных расписных предметов начинают заниматься в расположенной в нескольких километрах от Полховского Майдана деревне Крутец.

Используя опыт, токарные формы и приемы росписи соседей, крутецкие мастера привносят незначительные изменения. Так, например, их матрешки по форме более округлы, а в росписи посудных изделий предпочтение отдается сюжетным мотивам. Объединение ""Полхов-Майданская роспись"" В 1972 в районном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создается производственно-художественное объединение "Полхов-Майданская роспись", где работают художники, прошедшие профессиональное обучение. Несмотря на это, промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейной организации производства. Мужчины занимаются изготовлением токарного "белья", а женщины выполняют роспись. Изделия, производимые объединением, носят более сувенирный характер, их роспись однообразнее, а рисунок менее свободен, чем в работах мастеров-кустарей. Ориентация полхов-майданских и крутецких мастеров на рынок требовала постоянного обновления форм и приемов декорирования изделий. С начала 1980-х гг. начинает широко применятся цветочная роспись по обожженному паяльной лампой фону. Живой отклик находят современные события в сюжетах и темах росписи. Сегодня этот уникальный промысел продолжает развиваться по естественным законам народного искусства.

Технология росписи следующая...
Перед росписью поверхность изделия, как правило, шлифуют и грунтуют крахмальным клейстером.
Затем черной тушью ученической ручкой с пером N 11-13, которое в зависимости от нажима делает линию разной толщины, наносят четкий контур рисунка. Можно расписывать изделие сразу кистями, свободно, без предварительного нанесения рисунка.
Полхов - майданскую роспись выполняют только анилиновыми красками, разведенными горячей водой температурой.

Для усиления яркости красок в раствор можно добавить несколько капель спирта. Краски наносят в определенном порядке: сначала, например, желтую, ее перекрывают алой и получают ярко-красный цвет, если же перекрыть синей - получится ярко-зеленый цвет.
Расписанные изделия сушат 8-12 часов при комнатной температуре, затем дважды лакируют лаком с промежуточной и окончательной сушкой в течение 10-12 часов.

Роспись гуашью немного другая. Поверхность изделия тщательно подготавливают, шлифуют, грунтуют и окончательно зачищают шкуркой. Гуашевые краски разводят 3 - 5%-ным раствором столярного клея. Наносят их мягкими беличьими или колонковыми кисточками, фон пишут широкой щетинной кистью.

После росписи изделие сушат 2 - 3 часа при комнатной температуре и лакируют нитролаками.
Вот такие дела.
Приятного времени суток.

МОУ «Гимназия №2»,

Сказочная роспись Полхов Майдана

Методические разработки занятий

в начальной школе.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» п/р. предполагает принцип «от родного порога – в мир общечеловеческой культуры», поэтому уроки изобразительного искусства необходимо привязывать к национальной, а еще лучше, к местной культуре, традициям.

Нижегородский край очень богат народными промыслами: Городец, Хохлома, Полхов-Майдан, Семенов, село Борнуково (резьба по камню), центры художественной вышивки, ткачества, кружевоплетения. Мастера Павлова-на-Оке занимаются художественной обработкой металла .

Наш город Саров расположен на юге Нижегородской области. Недалеко от нас, в Вознесенском районе, есть село Полхов Майдан, знаменитое своими игрушками-тарарушками. Многие дети побывали в этом селе. Туда часто организуются экскурсии от школ города и кружков дополнительного образования . Ребята знают, как работают мастера этого села, какой узор наносят художницы на изделия.

Экспедиции, экскурсии, посещение музеев способствуют формированию у ребят уважительного отношения к истории родного края, пробуждают в них способность к эстетической оценке увиденного.

Программой по изобразительному искусству предусмотрены уроки, где учащиеся изучают особенности росписи деревянной полхов-майданской игрушки и посуды.

Эти уроки, для ознакомления с этим промыслом, необходимы в любом регионе нашей страны. Мы же имеем возможность познакомить ребят с закономерностями росписи более подробно, изучить многообразие форм токарных изделий.


Мотивы полхов-майданской росписи становятся предметом внеклассной творческой работы учащихся. На занятиях кружка дети выбирают этот орнамент для оформления подарочных открыток, на уроках технологии выполняют вышивку и аппликацию из ткани.

Экскурсии в село Полхов Майдан очень часто побуждают ребят к творческой деятельности. При посещении токарных мастерских дети покупают «белье» (выточенные заготовки) или, с разрешения мастера, берут бракованные изделия. Имея навыки, полученные на уроках изобразительного искусства, они с радостью расписывают «тарарушки».

Учащимся, особенно начальной школы, очень трудно дается освоение хохломской или городецкой росписи, так как приемы работы в этих промыслах требуют особого мастерства – нанесение элементов узора без предварительного рисунка. Некоторые ребята остаются недовольными своей работой. Поэтому полхов-майданская роспись, в которой сначала наносится контур узора, а затем идет работа красками, наиболее удобна на начальном этапе.

При построении композиции полхов-майданского узора ребенок может изменять изображение, стирать неудачные линии, добиваясь точности задуманного рисунка.

Работая красками, ученики заполняют контур узора, используя способ лессировки. Яркие цвета: желтый, малиновый, красный, фиолетовый, зеленый - придают детской работе радостное настроение.

Для освоения полхов-майданской росписи разработана серия уроков - занятий с постепенным усложнением учебно-воспитательных задач.

1 занятие. Изображение полхов-майданской сказочной веточки.

2 занятие . Украшение на бумаге «посуды» узором в стиле полхов-майданской росписи.

3 занятие. Матрёшка из Полхов Майдана.

Дальнейшая задача - пойти вглубь, осознать и специфику языка декоративного искусства, пытаться включиться в эту работу сердцем, умом и руками. От упражнений на бумаге можно переходить к росписи деревянных изделий.

На примере полхов-майданской росписи можно закреплять и развивать дальше многие законы и правила изобразительного искусства.

Композиция.

Выбор формата.

Равновесие (расположение элементов на листе, в объемной форме).

Композиционный центр.

Динамика, статика.

При проведении уроков декоративного рисования дети учатся стилизации форм природных элементов и составления из них узоров, орнаментов. Здесь необходимо обратить особое внимание на умелое, выразительное использование ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета в своей работе.

Одним из основных средств художественной выразительности является ритм – это организующее начало в композиции.

DIV_ADBLOCK89">


Грунтовка- изделие покрывают сверху крахмальным грунтом, и оно становится белым.

Нанесение контура - тонкой кисточкой или перышком наносится контур узора по всей поверхности изделия.

Роспись - заполнение контура узора цветом.

Постепенно закрашивают элементы узора красками, начиная с желтого и используя метод лессировки (наложение одного прозрачного слоя на другой).

На начальном этапе освоения росписи детьми на бумаге – процесс работы над росписью немного изменяется. Белый лист заменяет этап грунтовки, а «контур » наносится простым карандашом. После того, как работа выполнена в цвете узор, обводят черной краской тонкой кисточкой, а младшим школьникам можно разрешить использование черного фломастера.

Предлагаю разработки нескольких уроков (занятий) на эту тему.

Украшение и фантазия.

Ход урока.

Откуда черпает свое вдохновение Мастер украшения?

Мы с вами сегодня опять встречаемся с Мастером украшения.

-А что украшают художники?

-Зачем украшают художники?

-Всегда ли украшения точно такие же, как в природе?

(Можно показать на примере хохломской росписи).

Действительно, художники стараются не просто перенести, увиденное в природе, на свою работу, а добавить что-то новое, никогда не виданное, сказочное.

Сегодня мы с вами познакомимся с Мастерами-сказочниками из села Полхов Майдан, что находится недалеко от нашего города.

-Вы видели красные розы, ягоды смородины, цветки шиповника, желтые бутоны , яблочки?

-А бывает ли такое, чтобы все это росло на одной веточке?

Конечно, не бывает! А вот в сказке, что рассказывают мастера из Полхов-Майдана, такое может быть!

Мужчины в этом селе умельцы, токарных дел мастера. Вытачивают игрушки-тарарушки. А украшают их мастерицы-рукодельницы. Девушки и женщины в Полхов-Майдане с детства впитывают красоту, которая их окружает, стараются выделить самое яркое, самое красивое, затем перенести на изделия яркие цветы, красивые розаны, сочные яблочки и ягодки.

Любуемся изделиями мастеров Полхов-Майдана.

Фото1. Изделия мастеров Полхов Майдана

На доске вы видите плакат, где изображены элементы узоров:

Пятилистники (цветки шиповника)

Демонстрация на доске:

Сначала, мы, как мастера Полхов-Майдана, наметим силуэт узора простым карандашом.

Волшебная веточка красиво изгибается.

Рисунок 4. Веточка.

В изгибы помещаем яблочки, цветы, листики, ягодки.

Рисунок 5.Элементы узора.

Дети выполняют работу в альбомах.

Цветовое решение узора.

Рассматриваем с ребятами поделки.

Какие цвета используют мастера Полхов-Майдана?

(желтый, красный, зеленый, синий, черный, оранжевый)

Посмотрите последовательность работы над узором в цвете.

Рисунок 6. Заливка желтым цветом

https://pandia.ru/text/78/364/images/image014_24.gif" width="336" height="200">

Рисунок 8. Завершающий этап – обводим контур черным цветом.

Дети выполняют работу на листах.

Фото 2. Работа в цвете.

В конце урока необходимо вместе с ребятами сделать вывод, что Мастер украшения должен быть наблюдательным, учиться у природы, и, обязательно, уметь фантазировать , придумывать необычные формы.

Фото 3. Выставка работ.

Фото 4. Выставка работ.

Рисунок 10. Работа 2 класс.

«Роспись посуды»

Задание: Украшение «посуды» узором в стиле полхов-майданской росписи.

На предыдущем уроке ученикам было дано задание – сложить альбомный лист и вырезать заготовку «посуды».

Ход занятия.

В каждом доме есть самая разнообразная посуда: чайные чашки, вазы для цветов, салатники и кастрюли, блюдца и чайники.

Разные народы в разные времена делали посуду из удобных для них материалов: глины, камня, дерева, металла, бересты и тд.

Необходимые в быту вещи все народы издревле стремились сделать удобными и красивыми. Мы не перестаем удивляться изделиям народных мастеров.

(Зрительный ряд: посуда разных народов)

Посуда простая по форме, почти без узоров, и предметы сложной конструкции, украшенные росписью.

Древнегреческие амфоры, таджикские пиалы, украинские крынки, русские туески имеют свои отличительные особенности.

Вы уже знакомы с художественными народными промыслами нашей области. Давайте их вспомним.

(Городецкая роспись, Хохлома, Семенов, Полхов-Майдан).

Когда-то давным-давно мастера села Полхов-Майдана начали изготавливать посуду, да игрушки из дерева, а чтобы изделия глаз радовали, их расписывали звонким, ярким узором.

На токарном станке мужчины вытачивали тарелочки, вазы, миски, шкатулки, а женщины расписывали их яркими узорами.

Мы с вами уже встречались с творчеством мастеров из Полхов-Майдана и рисовали сказочную веточку, используя элементы узора этого промысла.

Давайте еще раз посмотрим, чем украшают посуду художники Полхов-Майдана. Почти в каждом узоре встречаются цветки–пятилистники, яблочки, листочки маленькие ягодки. Самый большой элемент – розан. Розаны имеют разнообразные формы.

На доске плакаты I , II , III , IV

Направление сказочной веточки зависит от формы посуды.

Если узор идет по поверхности предмета горизонтально в полосе, то он похож на венок с повторяющимися элементами.

Композиция узора в круге может быть симметрична. Элементы расположены по кругу, а в центре – розан. Либо ветвистая веточка идет снизу вверх, а свободное пространство заполняется цветами, яблочками, листочками.

Последовательность выполнения работы.

Рисунок 11.

1. Простым карандашом нарисовать композицию узора на «посуде».

2. Работа красками начинается с желтого цвета. Можно закрашивать необходимые элементы или покрыть всю поверхность.

3. Последовательно заполнить контуры элементов узора другими красками: красной, малиновой, фиолетовой, синей, зеленой.

4. Обвести весь контур узора черной краской.

Самостоятельная работа.

Ребята выполняют работу на заранее заготовленных силуэтах посуды, вырезанных «на сгиб».

МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ПОЛХОВ-МАЙДАНСКИХ

ИГРУШЕК - «ТАРАРУШЕК»

(ПОСУДА)

Рисунок 12. Плакат I.

ВАРИАНТЫ ПОЛХОВ-МАЙДАНСКОЙ

ЦВЕТОЧНОЙ РОСПИСИ

Рисунок 13. Плакат II.

ЭЛЕМЕНТЫ УЗОРОВ

(ПЯТИЛИСТНИКИ, БУТОНЫ, ЯБЛОЧКИ, ЯГОДКИ)

Рисунок 14. Плакат III

ВАРИАНТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ «РОЗАНОВ»

Рисунок 15. Плакат IV

Рисунок 17. Работа 3 класс.

https://pandia.ru/text/78/364/images/image028_6.jpg" width="425" height="433">

Рисунок 19. Работа 3 класс.

Роспись матрёшки

Ход занятия

В настоящее время в разных районах нашей страны успешно развиваются народные художественные промыслы.

Давайте выделим характерные особенности каждого промысла.

А сегодня мы с вами обратимся к образу женщины в народном искусстве.

Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери . Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода. Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками.

(Иллюстративный материал с образами женщины в народном искусстве: в вышивке, игрушках).

Сегодня Матрешку знают во всех уголках земли, как символ России, но у нее, оказывается, есть японский родственник.

Фото 5. Изображение Фукуруму

Выступление ученика: Японский предок матрёшки был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Изображал он Фукорокую (или попросту Фукуруму) – божество счастья и долголетия. А пять фигурок внутри - пятерых божеств рангом пониже.

Однажды эту традиционную японскую игрушку увидел русский художник. Он тут же взял бумагу и набросал русский вариант забавной фигурки.

Фото 6. Матрёшка с петухом

Токарь московской мастерской “Детское воспитание” выточил для неё форму, а Малютин по собственным рисункам расписал её. “Настоящая Матрена!” – воскликнул кто-то, увидев куклу. Она была одета в русский сарафан и платочек, в руке держала петуха, а внутри устроились: старшие дочки-помощницы – в фартуке, с серпом, с плошкой, мальчонка в косоворотке, девчушка с куклой, малышка в слюнявчике с пальчиком во рту и младенец в пелёнках.

Сегодня матрешка – главная героиня майданских «тарарушек».

Фото7. Матрёшки из Полхов Майдана.

С 1920-х годов матрёшек делали почти в каждой полх-майданской семье: мужчины вытачивали фигурки, женщины расписывали.

К шестидесятым годам прошлого века Полх-Майданская матрёшка стала выглядеть такой, как сегодня – самой яркой и праздничной из всех матрёшек.

Фото 9. Классическая матрешка.

DIV_ADBLOCK90">

Матрешку вытачивают на токарном станке, поэтому у нее есть ось симметрии.

Декоративная кукла вовсе не копия человека, она должна иметь скорее условный характер, плавные очертания.

Я предлагаю вам выбрать, понравившуюся форму куклы матрешки или придумать свою.

Сложите лист пополам:

(Демонстрирую способы складывания листа)

Практическая работа.

В зависимости от выбранного варианта лист можно сложить по вертикали или по горизонтали. Способом «на сгиб» вырезаем форму матрешки.

Необходимо обратить внимание на пропорции (соотношения) частей к общей форме. (Ученики могут выбрать сложность формы в зависимости от своих способностей.)

Следующий этап работы – обвести вырезанные силуэты на втором листе для выполнения эскиза росписи и наметить контур лица, фартук и другие элементы.

Рисунок 20. Уточнение деталей.

Практическая работа. Выполнение лица матрешки простым карандашом.

Изображение лица.

Лицо изображалось в круге. Сверху кудряшки волос, большие глаза, носик – две точки, маленький красный ротик и розовые щечки.

Фото 11. Лицо матрёшки.

Уточнение задания на данный урок

Если же говорить о росписи, то, в принципе, она одинакова как для матрёшек, так и для всего остального – сказочная веточка, на которой растут сразу и яблоки, и ягодки, и разные невиданные цветы.

Главным элементом росписи является «розан». В наших краях розы не растут, откуда же появился он в орнаменте Полх Майдана?

Выступление ученика:

Это связано с легендой об Алёне Арзамасской – предводительнице народного отряда. По преданию Алёна Арзамасская перед казнью воскликнула: «Вот если бы все воевали так, как я, не сдобровать бы боярам и воеводам !» и сама шагнула в огонь. А на утро на месте её смерти расцвели розы. Вот и рисуют Полх-Майданцы на своих изделиях розаны. В память о розах, расцветших на месте казни Алёны Арзамасской.

Вспоминаем основные закономерности выполнения розанов.

Акварель" href="/text/category/akvarelmz/" rel="bookmark">акварельными красками, так как они своей прозрачностью напоминают анилиновые красители, используемые мастерами Полхов Майдана.

Рисунок 22. Работа 4 класс.

https://pandia.ru/text/78/364/images/image044_5.jpg" width="260 height=269" height="269">

Рисунок 25. Работа 4 класс.

Роспись деревянных изделий.

После освоения элементов узора на бумаге можно приступать к работе на деревянных изделиях.

Чаще всего мастера Полхов Майдана расписывают токарные изделия.

Во время экскурсии в мастерских дети покупают разные «тарарушки»: грибочки, колокольчики, тарелочки.

Начинать роспись лучше на плоской поверхности – на тарелочках.

В селе ребятам рассказали, как грунтуют изделия.

Крахмал разводят в пропорциях: 1 чайная ложка на стакан воды. Варят кисель. Сняв с огня, дают немного остыть. Пока грунт горячий, но руки уже терпят, его пальчиками втирают в древесину. Дают высохнуть. Грунтуют в несколько слоёв.

Младшим школьникам можно грунтовать изделия клеем ПВА с помощью кисточки. Могут подготовить грунтованные изделия взрослые.

Художники Полхов Майдана используют для росписи фон:

Фото 12. Загрунтованные тарелочки.

Традиционной росписью Полхов Майдана являются: «Цветы с наводкой», «Пестрение», «Домики».

Так как все эти виды росписи встречаются достаточно часто, дети могут попробовать выполнить роспись во всех этих стилях.

«Главными героями» приёма письма «цветы с наводкой» , являются «розаны», пятилистники, яблочки и ягодки. Черный контур узора придаёт четкость и яркость.

«Пестрение» – прием письма без предварительной прорисовки черным контуром или с частичным рисунком.

Художники Полхов Майдана часто рисуют пейзажные мотивы с элементами архитектуры – «Домики» .

Набор «Батик» для росписи ткани можно купить в магазине.

Первый этап – нанесение контура чёрной тушью или фломастером.

1 2

Фото 13. Первый этап работы.

Роспись - заполнение контура узора цветом. Постепенно закрашивают элементы узора анилиновыми красками, начиная с желтого и используя метод лессировки (наложение одного прозрачного слоя на другой).

Желтый цвет является как бы основой – полем, он может покрывать всё изделие. Наложение других цветов по полю делают распространённым приёмом, при котором расцветка осуществляется неровными свободными мазками. Алая краска неровными мазками создаёт впечатление сияющего венчика лепестков, которые переливаются от алого до жёлтого к центру цветка. Например, яблочко или бутон ярко-красные у листиков и желтые на макушке.

https://pandia.ru/text/78/364/images/image048_6.jpg" width="478" height="358">

Фото 15. Детские работы.

Учитель изобразительного искусства и технологии.

МОУ «Гимназия №2»,

г. Саров Нижегородской обл.

ул. Духова, 16.

Телефон гимназии (831

Мобильный телефон 902

Школьный E-mail: info @sc2.do. *****

Личный E-mail: ol. *****@***ru

Лариса Щеголева

Цель : Декоративное оформление матрешки с использованием традиционных элементов Полховско-Майданской росписи .

Задачи : - Знакомство с традиционным приемом Полховско–Майданской росписи - «наводка» (обводка рисунков черным цветом) ;

Развивать творческое воображение, фантазию, интерес к народным промыслам;

Заполнять узором большую часть.

Ход занятия.

1. Вступительная часть.

Нижегородская область богата мастерами : славится она Хохломской росписью , Городецкой, Семеновские матрешки известны всему миру .

В селе Полховский Майдан на юге Нижегородской области зародился еще один вид росписи , от названия села её так и назвали «Полхов – майданская » .

Лесов вокруг было много, а зимние вечера длинные, и семья коротала время изготовляя посуду (тарелки, ложки, солонки, сахарницы, шкатулки, коробочки и игрушки – тарарушки (матрешки , тройки и лошадки - одиночки, свистульки) из древесины липы и осины : мужчины вытачивали, а женщины и дети их «оживляли» - раскрашивали. Потом эти изделия продавались на ярмарке и, для крестьянской семьи это было дополнительным доходом.

Рисунки на посуде и игрушках были яркие, красивые, поднимали настроение и создавали атмосферу праздника, Это про них говорили : «Не бьется, не ломается, а кто купит – удивляется» .

2. Основная часть.

Я предлагаю попробовать себя в роли мастеров - Полхов – майданской росписи .

Чем же выделяется данная роспись : в раскраске преобладают желтый, красный, зеленый и синий цвета. Рисунок имеет четкий черный контур. Изображаемые цветы, как правило : роза, мак, шиповник, георгин; они крупные и яркие уже распустившиеся или в стадии бутона.

Итак, приступим, расписываем матрешку .

1. Заготовляем конуры матрешек , в спадающей на плечи накидке, вместо сарафана на ней овальный передник.

2. Простым карандашом прорисовываем рисунок (мастера, прорисовывают его тушью) .




3. Если фон белый, рисунок закрашиваем желтым цветом (цвет накладывается на желтый фон) .


4. Красным цветом, мазками закрашиваем цветы, а зеленым листья (оставляем желтые пробелы) .



5. Пока сам рисунок сохнет, рисуем лицо (волосы, глаза, носик, ротик и щечки, раскрашиваем платок – накидку и нижнюю часть матрешки .



6. Обводим рисунок черным контуром («наводка» ).

Наша матрешка готова .


3. Рефлексорно - оценочная.

Рассматриваем рисунки .

Обсуждаем, что понравилось, что вызвало затруднение, вспоминаем что называется «наводкой» .





Публикации по теме:

«Мы веселые матрешки». Конспект занятия в рамках цикла «Знакомство с народными промыслами» (вторая младшая группа) «Мы веселые матрешки» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В РАМКАХ ЦИКЛА «ЗНАКОМСТВО С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ» (вторая младшая группа). Цель Познакомить с самой.

Воспитатель: Четвертнова Е. М. Возрастная группа: старшая группа. Форма совместной деятельности: Художественно - эстетическое. Интеграция.

На неделю "Игры и игрушек" мы знакомились с народной игрушкой-Матрешкой. Детки с удовольствием играли-собирали и разбирали матрешку. Так.

Конспект игрового занятия по формированию столового этикета для детей 3–4 лет «День рождения Матрешки» (младшая группа) "День Рождения Матрешки" Программное содержание: -учить детей поэтапной сервировке стола; -развивать навыки аккуратности; -воспитывать бережное.

«Сарафан для матрешки». Конспект занятия по рисованию вторая младшая группа Конспект занятия по рисованию «Сарафан для матрешки» Воспитатель: Заиченко Е. Н. Для детей второй младшей группы Цель занятия: знакомство.

Полхов - Майданская роспись поэтапно

Порядок работы мастеров Полхов-Майдана над украшением изделий.

1 этап - Деревянное «белье»- заготовка из дерева (липы), выточенная на токарном станке.

2 этап - Грунтовка- изделие покрывают сверху крахмальным грунтом, и оно становится белым.

3 этап - Нанесение контура - тонкой кисточкой или перышком наносится контур узора по всей поверхности изделия.

4 этап - Роспись- заполнение контура узора цветом.

Этапы процесса от подготовки белья до окончательной отделки изделия

1. Деревянные расписные изделия

2. Заготовка деревянных изделий под роспись (белье)

3. Выбор белья под роспись на плоской поверхности

4. Шлифовка (зачистка) поверхности заготовки

5. Зачищенная разделочная доска

6. Грунтование

7. Нанесение карандашного рисунка

8. Роспись изделия

9. Выполнение оживки

10. Лакирование

11. Вид готового изделия

12. Выбор белья под роспись по круглой поверхности

13. Шлифовка поверхности шкатулки

14. Отшлифованная шкатулка

15. Грунтование шкатулки

16. Нанесение карандашного рисунка на шкатулку

17. Роспись шкатулки

18. Выполнение оживки

19. Лакирование шкатулки

20. Вид готового изделия

Методика обучения Полхов - Майданской росписи

Поверхность изделия тщательно подготавливают, шлифуют, грунтуют и окончательно зачищают шкуркой. Гуашевые краски разводят 3 - 5%-ным раствором столярного клея. Наносят их мягкими беличьими или колонковыми кисточками, фон пишут широкой щетинной кистью. После росписи изделие сушат 2 - 3 часа при комнатной температуре и лакируют нитролаками НЦ-221, НЦ-316.

В сёлах Полхов-Майдан и Крутец Нижегородской (Горьковской) области расписывают праздничными узорами различные деревянные сувениры -- матрёшек, коней-троек, а также шкатулки, пасхальные яйца, вазочки, солонки, кубки, толкушки для кухни. Все эти предметы щедро украшают сочной орнаментальной и сюжетной росписью.

Сувениры вытачивают в основном из мягкого дерева -- липы. После сушки точёные изделия «крахмалят» -- два-три раза обтирают их вручную крахмальным клейстером. Затем мастер металлическим пером выводит узор (делает чёрный контур) и раскрашивает изделие яркими красками. Контуры художник старается сделать понарядней -- «покудрявей», на цветах и листьях рисует дополнительные чёрточки, которые делают роспись ещё более богатой.

Растительный орнамент Полхов-Майданской росписи устойчив, это так называемая роза, которая то упрощается до звёздчатой розетки, то становится пышной, многолепестковой, с подчёркнутой глубиной чашечки и разноцветными серединками. Кажется, что стебелёк растёт, закручивается, а из него вырастают цветы и бутоны.

Краски Полхов-Майданской росписи яркие, анилиновые. Сначала наносится светлый жёлтый тон на те места, которые будут разрисовываться красным и зелёным цветами. Перекрывая жёлтый красным, алым, получают цвет более яркий; проводя по жёлтому цвету синим, получают зелёный. Нарядной и весёлой роспись делают четыре-пять основных цветов: жёлтый, алый, голубой, фиолетовый и чёрный. Ритмично чередуются тёмные и светлые тона. Фон изделия может быть как светлым, так и чёрным, красным, синим.

Делает игрушку вся семья. Мужчины занимаются изготовлением токарного «белья» (вытачивают игрушку), а женщины и девочки (с девяти лет) расписывают её, красят, покрывают лаком.

Полхов-Майданские игрушки не перепутаешь на рынке ни с какими другими. Делаются и продаются они с прибаутками, приговорками: «Не бьётся, не ломается, а кто купит -- удивляется», «Деревянный чурбачок завертелся, как волчок», «Из-под рук струятся стружки, получаются игрушки».

Анилиновые красители не только дали основу для становления формирования и развития этой группы промыслов, они способствовали созданию в каждом из них собственною стиля. Всемирную славу завоевала семеновская матрешка, которая стала настоящим символом русского народного искусства. Ее отличает крепкая, устойчивая форма с мягким переходом покрыто и платочком головки в покатые плечики и объемное тулово. Семеновские мастера создали симпатичный образ игрушки-сувенира, для которого свойственно круглое личико с черными аккуратно расчесанными на прямой пробор прядями волос и широко раскрытыми глазами. На фоне светлого фартука матрешка держит в руке раскидистый яркий букет, написанный в технике свободной кистевой росписи с небольшими графическими разработками. Букет составлен из пышных цветов, перистых листьев и дополняющих их мелких цветочков и травинок.

В первые годы существования промысла семеновские мастера расписывали свои изделия в технике "цветы с наводкой", которую согласно бытующей на промысле легенде в 1922 г. токарь Арсений Федорович Майоров привез с нижегородской ярмарки. Роспись понравилась односельчанам и была принята за основу для украшения токарных изделий. Постепенно она совершенствовалась и усложнялась. Эту технику росписи и технологию отделки у мериновских и семеновских живописцев переняли полхов-майданские кустари. В 40-е годы семеновцы стали писать цветы на своих изделиях свободными кистевыми мазками, а в Полхов-Майдане долгое время любимой оставалась роспись "цветы с наводкой".

Сегодня полхов-майданский промысел является самым разнообразным по видам техник, жанрам и мотивам росписи, поэтому на его примере мы и покажем особенности росписи аналиновых красках.

Полхов-манданский центр по росписи "татарушек" имеет недолгую, но довольно интересную историю развития. Возник он относительно недавно, в начале XX в., на базе токарного промысла, существовавшего здесь, по преданию, с начала XIX в. Своим появлением и развитием он опровергает все еще бытующее представление о народном крестьянском искусстве как явлении, уходящем в прошлое.

Основу ассортимента этого промысла в 1914-1916 гг. составляли мелкие токарные и столярные изделия, украшенные выжиганием с раскраской по методу Сергиевских кустарей. С 1926 г. мастера промысла перешли на роспись масляными красками, по примеру загорских мастеров изображая на токарных изделиях пейзажи. А в 1933 г., как уже говорилось, на промысле была внедрена менее трудоемкая техника росписи анилиновыми красками.

Находится этот промысел в дальней юго-восточной части Горьковской области, в селениях Вознесенского района, селе Вознесенском и Полхов-Майдан. Бок о бок с производственным объединением "Полхов-Майданская роспись" живет крестьянский промысел в деревнях Крутец, Вилки и др. Контакты между ними многообразны: предприятие является для кустарей источником художественных идей, а кустарный промысел - своеобразным аккумулятором и хранителем традиции Росписью на полхов-маиданском промысле занимаются исключительно женщины, все мужчины - токари


Цветастый платок повязан по-старинному, из-под него выбивается на лбу седая прядь, а синие глаза сверкают в отблесках пламени печи-голландки. Римма Васильевна, жительница нижегородского села Полховский Майдан, готовит воскресный обед. Поставив на стол глиняный котелок с дымящимся супом, пожилая женщина раздумчиво спрашивает: «Матрешкой живу почти пятьдесят лет, что же именно вам рассказать?»

И сама Римма Васильевна, и убранство ее деревянной избы, как и все село, воплощают традиционный русский колорит. Полховский Майдан - одно из нескольких сел в нашей стране, существующих исключительно изготовлением матрешки. В каждой семье здесь точат, красят, лачат, отвозят готовых кукол на московские рынки или продают перекупщикам в Нижнем Новгороде. Трудолюбивые майданы (так называют себя сельчане) работают каждый день, кроме больших церковных праздников; лишь у нескольких семей есть огороды или домашний скот. В промтоварном магазине упаковки с гуашью и художественные кисти теснят мыло и зубную пасту.

Полховский Майдан стал одним из первых сел, где производство матрешки превратилось в масштабный промысел.

Уклад жизни в нижегородском селе матрешечников Полх-Майдан мало изменился за последнюю сотню лет.

Просторная горница Риммы Васильевны, где по стенам развешаны старомодные ковры с оленями, забита объемными сумками с матрешками разных размеров. Каждая кукла упакована в отдельный мешок - чтобы при перевозке не повредился рисунок. По вторникам Римма Васильевна и еще несколько ее односельчан грузят матрешек в автобус и по ночной дороге отправляются в Москву, на Измайловский вернисаж, где ранним утром среды начинается торговля.

Продавать в Измайлове - иностранцам и перекупщикам из других регионов - майданы ездят уже 20 лет. Такой уклад жизни сложился, когда после перестройки местная матрешечная фабрика работать перестала. Матрешечники к нему привыкли, но все понимают: долго так продолжаться не будет, скоро жизнь изменится.

Ненаучные корни матрешки. Полховский Майдан интересен прежде всего тем, что стал одним из первых сел, где производство матрешки превратилось в масштабный промысел. История Полх-Майдана - это история самой матрешки. В 1920-е годы местные мастера-токари, работавшие по дереву, - с XVIII века здесь делали деревянную посуду и игрушки - узнали о прибыльной идее из соседнего села Семенова: там разукрашенная кукла-укладка уже была поставлена на поток.


Свою любимую корову Анна уже продала.

Семеновские токари, в свою очередь, привезли первую куклу из Сергиева Посада. В подмосковном городе статус матрешки был совершенно иной. Кукла была не просто детской игрушкой - новым направлением в искусстве, в котором экспериментировали художники, мечтавшие на рубеже XIX-XX веков возродить национальные традиции. Расписывать матрешку пробовали Врубель, Рерих и Васнецов. Теперь эти работы хранятся в Художественно-педагогическом музее игрушки в Сергиевом Посаде. Но кто был автором первой матрешки - пока не может точно определить ни один искусствовед.

Некоторые версии о происхождении матрешки современные ученые и вовсе относят к мифам и легендам. Согласно самой правдоподобной из версий, матрешка была придумана по заказу московского мецената и коллекционера Анатолия Мамонтова, владельца художественной мастерской игрушек «Детское воспитание». Считается, что в 1896 году в одной из поездок в Европу, Мамонтов купил традиционную японскую куклу-укладку для своей коллекции и попросил художника Сергея Малютина сделать нечто подобное, только на русский манер. «Но чертежей или набросков работы Малютина не сохранилось, и уверенно утверждать его авторство мы не можем», - пояснила искусствовед и исследователь русской народной игрушки, директор Новгородского отделения Союза художников России Наталья Квач.


Анна Саянова также, как и ее мать в 1930-е годы, живет продажей матрешки и расписной посуды, готовит еду в русской печке и встает засветло, чтобы успеть помолиться.

Так или иначе, матрешка попала в Полх-Майдан. И здесь, как и в нескольких других селах Нижегородской губернии, начался период ее расцвета в 1920-1930-е годы. Потомственные токари, мужчины-полховцы быстро делали так называемое белье - вытачивали кукол из липы, - а женщины научились раскрашивать игрушки по московским образцам, позднее выработав свой собственный - полхов-майданский - стиль. В те времена, когда все игрушки были деревянными, матрешка быстро стала популярной: за одну цену можно было купить сразу пять или семь куколок. В 1930 году в Полховском Майдане была основана артель «Красная Заря» - теперь матрешкой торговали не отдельно, каждой семьей, а централизованно, всем селом. 90-летняя Мария Петровна Саянова, одна из немногих полховских старожилов, вспоминает: в 13 лет, как почти все местные дети, бросила школу и устроилась работать в артель. «Сначала помогала сестре с наводкой (наводка - контуры рисунка на матрешке, наносятся карандашом или чернилами), потом сама стала лучше сестры красить», - рассказывает Мария Петровна (мы разговариваем в заваленной современными матрешками комнате ее дочери Анны).

В советское время матрешек продолжали производить в артели, но, несмотря на запреты, индивидуальное предпринимательство в Полховском Майдане не исчезло. На поездах и с мешками, полными матрешек, майданы путешествовали по всей стране. И почти везде на деревянных кукол был спрос, который окупал штрафы и аресты милиции. Как ни удивительно, именно эта, купленная с рук на рынке, а не фабричная матрешка из нижегородского села, стала, наравне с семеновской, символом России. Полх-майданскую матрешку всегда отличали яркость и простота исполнения. «Я помню, как в 1970 году с огромными рюкзаками за плечами мы с подругой приехали в Таллин, - вспоминает Римма Васильевна. - В семь утра мы приходили на рынок, и к полудню у нас раскупали все. Обычно милицию мы избегали, но однажды наши мешки с куклами сожгли. Случай был ужасно неприятный, конечно, но нас это все равно не останавливало».

Матрешка оставалась неизменно популярной вплоть до 1980-х, когда деревянную игрушку начали понемногу вытеснять пластмассовые и резиновые. После перестройки матрешка поднялась на новой волне популярности за счет заграничного спроса.


Работники артели по производству матрешек «Красная заря», фотография 1936-го или 1937 года. На девушках традиционные сарафаны «китайки», которые и сегодня можно встретить в Полховском Майдане на праздничных гуляниях.

Сегодня в сельском колорите Полх-Майдана начали появляться черты современного города. Вместе со сваленными бревнами липы - только липа достаточна мягка для быстрой обработки - рядом со многими домами в селе стоят приличные иномарки. На крышах самих домов, некоторые из которых двухэтажные, громоздятся спутниковые тарелки. На кухне Риммы Васильевны с глиняной голландской печкой соседствует мультиварка. В целом, на фоне других российских сел и деревень, жизнь майданов можно назвать хорошей. Смешанная с сельской суеверностью, здесь царит атмосфера предприимчивости и деловитости, обычно несвойственная для нашей деревни. Ровная и широкая дорога, проложенная на главной улице, доказывает это лучше всего.

Новое поколение матрешечников - те, кому сейчас от 35 до 60, - совмещает советское планирование и контроль с американской открытостью к новым направлениям в бизнесе - это слово здесь начали использовать в последние годы. Чтобы не конкурировать друг с другом, каждая семья в селе занимает узкую нишу в матрешечном промысле. На одном дворе здесь делают метровых 50-местных матрешек по индивидуальным заказам, на другом - матрешки-магниты и подставки под зубочистки для продажи мелким оптовикам, на третьем - точат матрешек-негритят для ИКЕA и других мебельных компаний. Некоторые майданы занимаются только бельем - вытачивают нераскрашенные полуфабрикаты и продают в другие семьи для доработки.

Местный депутат - настоящая русская женщина Анна Саянова - делает традиционных матрешек в стиле, который искусствоведы называют а-ля рус. Двое ее сыновей - сейчас им 25 и 30 лет - точат белье в мастерской во дворе, Анна с невесткой гуашью наносят рисунок и покрывают его лаком. Как и другие депутаты, помимо основной работы Саянова отвечает за «порядок» на нескольких улицах села. Узнав, что где-то назревает развод или разлад среди родственников, Анна приходит туда «беседовать». Матрешка - семейное дело; если человек остается один, в Полх-Майдане это считают трагедией.


Михаил Масягин точит «белье».

Зарабатывать на жизнь чем-то еще, кроме матрешки, майданы не привыкли. Взрослых людей с образованием выше школьного во всем селе наберется не больше десятка. Среди них - 75-летняя библиотекарь сельской школы. Проработав в Полх-Майдане почти 50 лет и выйдя на пенсию, Тамара Александровна так и не привыкла к тому, что сельчане ничего не читают.


Мал мала меньше - это про многоместную матрешку. Двор токаря Виктора Безрукова.

Анна Саянова, познакомившая меня с библиотекарем, признается, что хочет, чтобы ее маленькие внуки получили образование и перестали заниматься «этим тяжким трудом». По словам Анны, денег матрешка приносит все меньше и меньше, а времени и труда на ее изготовление уходит по-прежнему много. Между тем, в доме Анны любовь к матрешке заметна буквально с порога. Квадратный двор покрыт липовыми опилками, на них с комфортом устроился дворовый пес. На лестнице в сенях засохли пятна гуаши, на полу разбросаны бракованные детали матрешек и уже не пригодные для работы кисти. На холодильнике в горнице выстроились раскрашенные под матрешек деревянные бутылки для кагора, а на полке у изголовья кровати Саянова хранит самых ценных - коллекционных, наилучших - кукол. Их она покупает у других матрешечников из Кирова и Архангельска на Измайловском вернисаже, чтобы потом оттачивать по образцам свое мастерство.


Ребята дерут лыко с липовых стволов. Начало лета - самый сезон для таких работ.

Матрешечное изобилие уже поражает, но хозяйка не останавливается: Анна достает из кармана ключ и ведет меня к запертой комнате. Натыкаясь на что-то, дверь застревает, но в конце концов неохотно поддается, и мне открывается матрешечная страна. «Это мое кукольное логово», - смеется Саянова.


Роспись Ирины Лухмановой, одной из лучших мастериц села Полх-Майдан, отличается не только качеством, но и оригинальностью.

Полки, диван, кресла и стулья, расположенные по периметру комнаты, - все занято матрешками, которые явно не умещаются в тесном пространстве. Не поместившиеся кучами свалены на полу, периодически какая-нибудь непослушная куколка перекатывается от одной кучи к другой. Посередине комнаты стоит стол, на нем - в ряд выстроены свежепокрашенные куклы: им сохнуть не меньше двух дней.


Токарь Валерий Сентюрев заготавливает древесину для матрешек.

Пробираюсь через матрешечный лабиринт на цыпочках, чтобы добраться до свободного уголка дивана. С верхней полки шкафа в сантиметре от моей головы падает толстая матрешка. Хозяйка поднимает ее со словами: «Смотри, какая красивая, я никому ее не продам!».

На раскраску матрешек женщины Полховского Майдана тратят больше времени, чем их мужья на вытачивание куколок. Сначала белье покрывают слоем крахмалистого клея, который хорошо удерживает гуашь. Потом наносятся контуры рисунка, первым расписывается лицо куклы. Остальную часть матрешки здешние мастерицы раскрашивают быстро, по отработанной схеме. Разный фон головы и туловища, крупные цветы или ягоды на переднике и отдельные мазки кисточкой, горошины или завитушки на платке. Получается яркая кукла а-ля рус. В прошлом полх-майданских матрешек отличали темные завитки кудрявых волос и цветы с четырьмя лепестками. Теперь эти черты ушли, а из характерных признаков осталась только глубина цвета, которая достигается послойным нанесением краски. Так, чтобы нарисовать зеленые цветы, Анна Саянова делает их синими и сразу же покрывает желтым.

Времени на художественную роспись кукол у майданов обычно нет - заказчики из Нижнего Новгорода и Москвы требуют высокой производительности. Работы нескольких талантливых мастериц, которые предпочитают более тонкую роспись, стоят в три-пять раз дороже, но торговать ими невыгодно из-за низкой окупаемости. «Ценители искусной и дорогой работы встречаются редко, обычно людям нужен просто сувенир, - говорит Анна. - Зато токари у нас самые искусные». И приглашает меня к своему брату - Валерию Сентюреву, который считается одним из лучших мастеров в селе.

В доме у Валерия Сентюрева или, «по-улишному», Рыжова - здесь у каждого жителя есть неофициальная вторая фамилия, - раскрашивают маленьких кукол жена и 18-летняя дочь. Мария учится на заочном отделении в одном из нижегородских институтов и заниматься матрешкой после учебы не планирует. Валерий проводит меня в мастерскую, через задний двор, где расположена конюшня. Сентюрев - единственный токарь в Полховском Майдане, кто ездит в лес за дровами по старинке - на лошади. Другие семьи делают это на машинах или покупают уже готовые бревна у перекупщиков. В мастерской на станке Валерий меньше чем за минуту вытачивает 10-сантиметровую куколку (здесь, когда делают матрешку, начинают с самых маленьких). Признаками мастерства считаются тонкие стенки и гладко отполированное нутро игрушки.

Сейчас у Валерия Сентюрева есть наемный работник, и дела идут неплохо, но в будущее он смотрит без оптимизма. «Я считаю, что промысел умирает, становится невыгодным, - говорит Валерий. - Сейчас пластмассовые игрушки стали дешевле и интереснее, матрешки детям не нужны, и с каждым годом покупателей все меньше. Покупка сувениров сейчас тоже идет на спад - в других странах уже пресытились нашей матрешкой. Я не хочу, чтобы моя дочь занималась этим всю жизнь, хорошо, что она поступила в институт».


Современная продукция села Полх-Майдан.

Увы, большинство взрослых жителей Полх-Майдана разделяют мнение Валерия. Спрос на деревянную игрушку падает, и матрешка становится тем, чем и была изначально, - раритетным предметом искусства. «Сейчас городская культура по всему миру вытесняет сельскую, - говорит искусствовед Наталья Квач. - Это происходит не только с матрешкой, и с этим нельзя ничего поделать. Народные промыслы потихоньку вымирают и становятся дорогим увлечением». В средней школе Полховского Майдана, куда я зашла в конце своей поездки, ребята помладше на вопрос, кем собираются стать, радостно отвечают, что хотят точить и раскрашивать кукол, но подростки, напротив, настроены уезжать из села в города или же основывать здесь другой, более прибыльный бизнес. «Почти все наши дети сейчас поступают в вузы или техникумы, - говорит местный учитель математики. - Мы настаиваем, чтобы они учились». Несмотря на теплый прием, из Полховского Майдана я уезжаю с грустью: печально осознавать, что уже через 10-15 лет культура матрешечников исчезнет навсегда, а это маленькое самобытное село превратится в очередной безликий поселок.

P.S. На Измайловском вернисаже в холодный майский день я пробираюсь через ряды павлопосадских платков, томской бересты и калининградского янтаря к прилавкам матрешечников. Торговля здесь идет бойко, несмот-ря на совсем не майский холод и выпавший неожиданно снег. Уже различая семеновских и кировских матрешек, я останавливаюсь перед рядами полх-майданских, чтобы посмотреть, как торгуют знакомые.

Стандартных поговорок, про которые рассказывали в селе, не слышно: неулыбчивые продавщицы молчат, недовольно отряхивая товар от снега. За три минуты майданские матрешки-пятерки (с пятью куколками) покупают индиец и англичанин. Вот мимо меня проходят несколько китайских туристов и один из них спрашивает по-английски: «Какая матрешка самая русская, можете нам помочь?». Я знаю, что роспись семеновских мастериц искуснее, но мне хочется помочь знакомым: «Там, яркие, с большими цветами», - отвечаю я, а в голове мелькает: хотя матрешечный промысел и обречен, придумали матрешку точно не зря.

Постояв еще немного, иду к выходу, последний раз взглянув на мокрый от быстро тающего - майского все-таки - снега листок, прикнопленный к прилавку. На нем читаю: From Russia with love - «Из России - с любовью».

Текст: Анастасия Мазнева, фотографии: Марина Маковецкая